Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Понятие опасных грузов прописывается в «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом» — документе, который был ратифицирован 15-го апреля 2011го года.  К этому классу относятся всевозможные вещества и произведенные из них продукты, изделия индустриальной и хоз. деятельности, при перевозке которых может возникнуть угроза для здоровья и жизни людей, окружающей среды. Также в эту категорию попадают вещества, способные нанести вред материальному имуществу. Какой должна быть классификация и маркировка опасных грузов, поговорим далее.

Содержание

  1. Требования к маркировке опасных грузов: действующие стандарты
  2. Маркировка опасных грузов по ДОПОГ
  3. Классификация грузов по ГОСТ 19433 88 и ПОГАТ
  4. Требования к маркировке опасных грузов
  5. Способы обозначения опасных грузов
  6. Обновление требований к маркировке транспорта: ГОСТ Р 57479-2017
  7. Классы маркировки опасных грузов
  8. Подготовка транспортных средств при перевозке опасных грузов

Требования к маркировке опасных грузов: действующие стандарты

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

В настоящий момент требования к маркировке опасных грузов определяются не одним, а целым рядом документов. Актуальными стандартами, регламентирующими аспекты перевозки опасных грузов, являются:

  • ДОПОГ,
  • ПОГАТ.

Рассмотрим подробнее требования к маркировке опасных грузов, которые содержатся в этих документах, и ситуации, когда применяется каждый из вышеназванных стандартов.

Маркировка опасных грузов по ДОПОГ

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Маркировка опасных грузов по ДОПОГ является российской адаптацией международного соглашения ADR, разработанного специалистами из ООН в 1956 г. Отечественный аналог ДОПОГ (дорожня перевозка опасных грузов) по сути является переводом интернационального документа и содержит все те же требования.

Маркировка опасных грузов по ДОПОГ наносится, исходя из класса опасности (в документе описывается 9 классов и 4 подкласса), ее вида (перечислено шесть свойств) и наличия дополнительных опасных качеств или их комбинаций. Первые две категории имеют цифровую маркировку, тогда как дополнительные опасные свойства обозначаются латинскими буквами.

Помимо маркировки опасных грузов согласно ДОПОГ, международное соглашение подразумевает классификацию тары и упаковки. По степени угрозы выделяют три категории: от очень опасных до имеющих незначительную опасность. По этому показателю тара маркируется римскими цифрами.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

По надежности упаковки классификация ведется при помощи букв X, Y, Z. Тара, маркированная «иксом», считается очень надежной, она подходит для перевозки опасных и среднеопасных грузов. Упаковка с «Y» предназначается для средне- и незначительно опасных веществ. Самая ненадежная тара в этой классификации отмечается латинской буквой Z и годится для перевозки материалов, имеющих незначительную опасность.

Таким образом, маркировка опасных грузов согласно ДОПОГ сразу помогает понять, какую угрозу представляет тот или иной продукт, а также быстро сориентироваться при возникновении аварийной ситуации. Всего к этому соглашению присоединилось 48 государств.

Классификация грузов по ГОСТ 19433 88 и ПОГАТ

Стандарт ПОГАТ распространяется на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом — собственно, именно это и является расшифровкой аббревиатуры. Таким образом, два ключевых условия для ПОГАТ:

  1. транспортировка только внутри страны,
  2. использование только автомобильного транспорта.
Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Так же как и ДОПОГ, ПОГАТ содержит классификацию и требования к маркировке опасных грузов, но эти положения у двух стандартов не совпадают. Изначально российский стандарт разрабатывался на основании ГОСТ 19433 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» — на тот момент документ соответствовал международным рекомендациям ООН. Но если ДОПОГ со временем дополнялся, уточнялся и модернизировался, то ПОГАТ так и остался на уровне устаревшего на сегодняшний день ГОСТ 19433.

Документы не являются взаимозаменяемыми и действуют в разных условиях. Так, ПОГАТ или ГОСТ 19433 на маркировку опасных грузов распространяется на следующие ситуации:

  1. перевозку осуществляет собственно сам владелец отправления;
  2. для транспортировки используются собственные транспортные средства (или на законных основаниях владеет грузоотправитель);
  3. на доставку не заключается договор с третьими лицами.

Поскольку нормы ПОГАТ значительно устарели, они не содержат актуальных пояснений о классификации и маркировке опасных грузов, а для некоторых веществ рекомендации в документе попросту отсутствуют. В этом случае руководствоваться стоит напрямую ГОСТ 19433 88, но зачастую и там нет необходимой информации. На данный момент этот пробел в законодательстве не устранен.

Требования к маркировке опасных грузов

Правила маркировки опасных грузов определены стандартами ДОПОГ и ПОГАТ, а также дополнены в ГОСТе Р 57479, который был принят в 2017 году.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

По ДОПОГ, возможны 2 варианта маркировки при перевозке опасных грузов — таблица с надписью или специальным значком. Первый способ используется, если на таблице есть КЭМ — код экстренных мер. Он содержит цифровое обозначение того, какие действия потребуются при аварийной ситуации, и буквенные, которыми закодированы способы защиты людей.

Способы обозначения опасных грузов

Могут использоваться совместно или по отдельности следующие варианты:

  • информационные табло,
  • знаки опасности.

Информационные таблички

Требования к маркировке опасных грузов при помощи информационных табличек следующие:

  • габариты 40х30 см;
  • фон — оранжевый, по краю черная окантовка толщиной 1,5 см, поверхность может быть разделена продольной черной полосой шириной также 1,5 см;
  • сверху ромба указывается номер КЭМ, он также наносится черной краской;
  • снизу ромба размещается номер ООН, он пишется черным; высота шрифта составляет 10 см, а толщина — 1,5 см.

В некоторых случаях возможно изменение размеров информационного шильда до 300х120 мм. В этом случае толщина окантовки может быть один сантиметр толщиной.

Знаки опасности

Для размещения знаков маркировки опасных грузов на транспортном средстве подходят следующие способы:

  • с трех сторон (позади и на боковинах);
  • на каждой торцевой стороне тары — ящика, контейнера и/или цистерны.

Если у контейнера несколько отсеков или транспортируется несколько веществ, то на каждом торце контейнера размещается соответствующая содержимому информация.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Оформляться знаки опасности для маркировки опасных грузов должны таким образом:

  • размер от 25х25 см;
  • для небольших контейнеров (до трех кубометров) размер знаков 10х10 см.

Угрожающие в случае аварии только окружающей среде грузы могут не маркироваться, если их количество меньше 5 кг для твердых веществ и 5-ти литров дли жидкостей.

Обновление требований к маркировке транспорта: ГОСТ Р 57479-2017

Разработанный в 2017 году ГОСТ Р 57479 начал действовать 1-го марта 2018 года. В документе содержатся обновленные рекомендации по маркировке авто- и ж/д транспорта. Основные изменения в ГОСТ Р 57479 2017 для маркировки опасных грузов коснулись указанных далее моментов:

  • для производства информационных панелей и знаков может использоваться самоклеящаяся пленка;
  • клеевой состав, нанесенный на обратную сторону пленки, должен быть закрыт защитным слоем;
  • маркировка должна соответствовать как стандартам ООН, так и российским рекомендациям;
  • при использовании подвижного состава вешаются и знаки опасности, и информационные таблицы (белая и оранжевая).

Классы маркировки опасных грузов

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Подготовка транспортных средств при перевозке опасных грузов

Помимо маркировки транспортных средств при перевозке опасных грузов сам автомобиль должен быть определенным образом подготовлен. Для подобных ТС выдвигаются жесткие требования безопасности, и без их выполнения невозможно получить ДОПОГ.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Основные требования к подготовке и маркировке транспортных средств с опасными грузами перечислены ниже:

  • Авто должно быть приспособлено (конструктивно на заводе или переоборудовано) для конкретного вещества и иметь соответствующее оборудование.
  • Для любого класса опасности — свои требования.
  • Если транспорт используется для перевозки опасных грузов на постоянной основе, его выпускная труба должна быть вынесена до радиатора. Если это невозможно по техническим соображениям, трубу допускается расположить справа, вне зоны топливной системы.
  • Топливный бак не может быть в контакте с источниками тепла или электрическими компонентами.
  • Напряжение электросети до 24 Вт.
  • Эл/проводка должна быть выполнена с установкой предохранителей и защищена от негативных воздействий.
  • Отсек аккумулятора должен проветриваться.
  • Автомобильный транспорт должен иметь желтые огни с независимым резервным источником питания.

Маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов также имеет цветовое значение. Общепринятыми являются следующие обозначения:

  1. оранжевый кузов — легковоспламеняющиеся в-ва;
  2. бело-красный кузов — самовозгорающиеся вещества;
  3. синий цвет — газообразные вещества или те, которые при взаимодействии выделяют газ.
Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Таким образом, при подготовке перевозки опасных веществ должны выполняться условия по подготовке:

  1. водителя и экспедитора,
  2. документов,
  3. тары,
  4. ТС.

Только при соблюдении требованиям по всем четырем пунктам возможна безопасная и законная транспортировка соответствующих веществ без штрафов и других сопутствующих проблем.