WMS — система управления складом. Внедрение, преимущество, как работает

WMS - система управления складом. Внедрение, преимущество, как работает

WMS – это система управления складом и логистикой, необходимая для автоматизации и оптимизации большинства складских процессов. Главная цель внедрения программы – уменьшение издержек, связанных с порчей, кражей товара, а также сокращение операционных затрат. Управление складом WMS делает труд работников более эффективным, уменьшает влияние человеческого фактора, автоматизирует контроль за перемещением товаров и их остатками.

О том, что представляет собой система управления складом WMS, какие задачи решает ее внедрение, расскажем далее в статье.

Читать далееWMS — система управления складом. Внедрение, преимущество, как работает

Расстояние между складскими стеллажами: стандартные нормы проходов для складских помещений

Расстояние между складскими стеллажами: стандартные нормы проходов для складских помещений

Расстояние между складскими стеллажами – одна из главных характеристик, влияющих на складскую логистику. Существуют ли стандартные значения для пространства на складе? Какие минимальные расстояния между стеллажами в складских помещениях при работе погрузчика, штабелера или ричтрака? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Читать далееРасстояние между складскими стеллажами: стандартные нормы проходов для складских помещений

Оптимизация складской логистики: контроль персонала и каналов движения груза

Число сотрудников склада зависит от его размеров и инфраструктуры. Каким бы ни был склад и его конфигурация, работники должны иметь соответствующую квалификацию и быть правильно оформлены — с несением ответственности за порчу или утерю товара, если это касается их рабочих обязанностей.

Оптимизация складской логистики: контроль персонала и каналов движения груза

С точки зрения найма персонала, сотрудники склада занимают следующие должности:

  • Сторож. В его обязанности входит следить за сохранностью грузов в нерабочие часы.
  • Кладовщик. Отвечает за приемку и отгрузку товаров.
  • Грузчик. Перемещает товары в пределах склада, работает на погрузке и отгрузке.
  • Оператор-грузчик. Осуществляет погрузочные работы с использованием специализированной техники.
  • Комплектовщик. В его обязанности входит следить за количеством и сортаментов, а также производить упаковку и сортировку, например, при сборе консолидированной партии.
  • Маркировщик. Работник маркирует поступающие на склад товары и материалы для отслеживания внутренних перемещений.
  • Контролер. Отвечает за учет складских товаров. Эту функцию может выполнять бухгалтер.
  • Заведующий. Контролирует работу перечисленных выше специалистов.

Оптимизация складской логистики: контроль персонала и каналов движения груза
SAMSUNG CSC

Для каждого работника необходимо прописать функциональные обязанности, чтобы избежать путаницы и четко ограничить зоны ответственности.

Складская логистика может быть организована различными способами. Чаще всего выбирается один из трех методов работы:

  1. Тянущий. Этот способ предполагает отгрузку товара заказчику по мере поступления груза на склад.
  2. Толкающий. Поставщику отгружается заказ по заранее согласованному графику.
  3. Комбинированный. Отгрузка производится по согласованию поставщика и заказчика, при этом склад часто выступает в роли посредника.

Оптимизация складской логистики: контроль персонала и каналов движения груза

Оптимизация работы склада и приведение его функций к одной из этих схем является важным шагом в минимизации издержек и сокращению сроков отгрузки.

Организация информационного потока на складе

Документацию, которая поступает с товаром, нужно не только обрабатывать, но и систематизировать. В любое время должна быть возможность получить сведения по каждой единице товара, который в данное время находится на складе. При отпуске груз должен сопровождаться документами, описывающими его состояние и направление транспортировки.

Организация информационного потока на складе

Обработка информации может производиться разными способами. Сегодня большинство операций отслеживаются в режиме реального времени онлайн. Иногда целесообразно обрабатывать информационные потоки пакетно. На небольших или устаревших складах иногда встречается ручная система учета, но от нее все чаще отказываются в пользу автоматизированных компьютеризированных систем.

Перечень основной складской документации

Организация информационного потока на складе

  • Предварительные документы. Они сопровождают каждое перемещение груза, его поступление на склад и отпуск заказчику. В них указывается количество единиц и тип груза.
  • Товаросопроводительные документы. К ним относятся счет-фактура и накладная. Они сопровождают груз при его перемещении от поставщика к заказчику.
  • Журнал поступления. Предназначен для учета первичных документов. Этот документ заполняется в момент приема товара на хранение.
  • Доверенность на получение товара.
  • Форма для регистрации выданных доверенностей.
  • Приходной ордер для учета приемки перерабатываемых продуктов.
  • Требование-накладная. Относится к внутреннему документообороту и регистрирует перемещение товара внутри предприятия.
  • Карточка учета материалов. Классифицирует товары и отслеживает их перемещение.
  • Накладная на отпуск товара. Необходима в случае, когда груз нужно перевезти в стороннюю организацию или филиал.

Выбор склада: расположение, площадь, налаживание основных процессов

От количества складов, их площади и других параметров существенно зависит рентабельность предприятия. С одной стороны, чем меньше складов, тем выше получаются затраты на транспортировку. С другой стороны – увеличение числа складов приводит к росту затрат на их содержание.

Поэтому перед тем, как определиться с количеством, расположением и площадью складских помещений, нужно соотнести все издержки с прогнозируемыми доходами. Нужно ориентироваться на уменьшение трат на перевозку сырья, материалов и конечной продукции.

Рационально ли выкупать склад?

Функции складской логистики можно реализовывать на собственном складе, а можно передать их другой компании в рамках аутсорсинга. У каждого из вариантов есть свои преимущества. Какие?

Зачастую к аутсорсингу прибегают те компании, которые на данный момент не располагают достаточным количеством средств для строительства личного склада. Причем речь не только об аренде площадей, но и об аутсорсе складских функций.

У аренды есть и недостатки. Сравнивая строительство своего склада с арендой, можно выделить следующие особенности:

  • Обходится дороже.
  • В собственный склад нужно вложить деньги единоразово, а за аренду нужно платить постоянно.
  • Снижает темпы роста компании.
  • Повышает качество услуг.
  • Позволяет сконцентрироваться на выполнении основных задач.

Чтобы определиться с тем, какой из вариантов в конкретном случае является предпочтительным, нужно оценить рентабельность — взвесить затраты на аренду и строительство, а также срок, за который вложения окупаются.

Оснащение склада

Покупкой или арендой площадей затраты на организацию склада не заканчиваются. Потребуется также приобрести или арендовать оборудование:

  • Паллеты, ящики, цистерны и т.д.
  • Стеллажи или другие системы хранения.
  • Спецтехнику.
  • Системы комплектации.

Рациональная планировка

На этапе планировки склада нужно разработать схему расположения запасов, а также предусмотреть возможность контроля и наблюдения за ними. Чем рациональнее планировка, тем эффективнее складская логистика. На этом этапе нужно принять во внимание объемы поступлений и отгрузки, а также как часто они будут происходить. Товары повышенного спроса размещают ближе к зоне отгрузки, а остальные можно расположить дальше.

При рациональном планировании складской площади рассматривают следующие моменты:

  • Определение функциональных зон.
  • Эффективное использование пространства.
  • Использование универсального оборудования.
  • Обустройство максимально открытого пространства (по возможности демонтируются внутренние перегородки, колонны и т.д.).
  • Использование пустого пространства над стеллажами.
  • Обустройство вспомогательных помещений (для охраны, администрации, технических работников и т.д.).

В обязательном порядке склад необходимо оборудовать:

  • Инженерными сетями.
  • Стеллажами.
  • Вентиляцией или кондиционированием (климатика ставится в зависимости от норм хранения материалов и товаров).
  • Протиповожарными и охранными системами.

Нужна консультация по складской логистике? Обращайтесь! Также поможем найти складские площади под аренду или на аутсорс. 

Основные функции складской логистики

На каждом крупном предприятии имеется свой склад — на нем хранится продукция, материалы, упаковка. Чтобы система работала без сбоев, важно правильно организовать складское хранение.

Основные функции складской логистики

Основные операции, выполняемые на складе:

  • приемка,
  • распределение,
  • хранение,
  • обработка,
  • выдача.

При правильной организации работы склада можно добиться того, чтобы необходимые материалы имелись в наличии, остатки не залеживались, процент потерь был минимальным. Также в задачи склада входит своевременная поставка материалов, товаров и оборудования заказчику.

Основные функции складской логистики

Подробнее о складских функциях

  • Контроль поставок.

Он необходим для того, чтобы сформировать ассортимент. Запасы на складе должны быть оптимальными. Их недостаток или переизбыток негативно скажутся на производственном процессе и повлекут дополнительные издержки.

  • Унитизация.

При работе с мелкими заказчиками важно проводить унитизацию. В этом случае небольшие заказы формируются в единую партию для отправки. Это помогает сократить транспортные расходы.

  • Приемка и отпуск.

Эти процессы относятся к взаимодействию с транспортной логистикой. В процессе приемки и отпуска товаров также осуществляются сверка количества, проверка качества, подготовка документов и другие операции.

  • Распределение.

Распределение товаров позволяет для каждого типа груза определить оптимальные условия складирования в зависимости от габаритов, веса, способа упаковки и наличия специфических требований по хранению.

Склад осуществляет ряд вспомогательных функций. К ним относятся распаковка, упаковка, фасовка, проверка оборудования и т.д. Эти операции будут различными для складов разной специфики.

Основные функции складской логистики

Все операции на складе делятся на три потока:

  1. Входящий: к нему относятся операции, связанные с поступлением грузов, товаров, материалов, упаковки.
  2. Внутренний: к нему относятся обработка грузов, расфасовка, формирование партий, оформление складских документов.
  3. Исходящий: к нему относятся упаковка партий, подготовка документов для отгрузки и непосредственно отпуск товаров.