Маркетплейсы захватывают рынок складов в России: монополия или новый порядок?

Маркетплейсы захватывают рынок складов в России: монополия или новый порядок?

Российский рынок складской недвижимости переживает революцию. По данным гендиректора консалтинговой компании CORE.XP Владимира Пинаева, маркетплейсы стали доминирующей силой, обеспечив в 2024 году 85% всего спроса. Это означает, что другие компании, нуждающиеся в складских помещениях, оказались в тени гигантов электронной коммерции. Спрос со стороны не-маркетплейсных компаний сократился более чем вдвое.

Маркетплейсы захватывают рынок складов в России: монополия или новый порядок?

Такая концентрация спроса в одних руках вызывает вопросы о будущем рынка. Хотя общий объем сделок в 2024 году прогнозируется на уровне 6,6 миллионов квадратных метров (на 15% ниже, чем ожидалось), этот показатель в значительной степени поддерживается именно маркетплейсами. Без их участия, падение было бы куда более драматичным.

Возникает вопрос: является ли это временным явлением, связанным с текущей экономической ситуацией, или же мы наблюдаем формирование новой реальности, где маркетплейсы диктуют условия на рынке складской недвижимости? Эксперты обсуждают потенциальные риски монополизации и влияние этой тенденции на развитие других секторов экономики, зависящих от доступности складских площадей. Некоторые аналитики опасаются, что такая зависимость может привести к росту цен и ограничению доступа к складским помещениям для малого и среднего бизнеса.

В то же время, рост маркетплейсов стимулирует развитие инфраструктуры, повышая качество и количество складских комплексов. Это может в конечном итоге принести пользу всей экономике. Однако, баланс между конкуренцией и монополией будет ключевым фактором для здорового развития рынка складской недвижимости в России.

Напомним, Wildberries нацелился на гигантский склад IKEA: онлайн-ритейлер готовится к экспансии.