Российский рынок складской логистики: потенциал роста скрыт за низким уровнем аутсорсинга

Российский рынок складской логистики: потенциал роста скрыт за низким уровнем аутсорсинга

Российские компании значительно отстают от европейских коллег в использовании услуг по аутсорсингу складской логистики (3PL). Согласно исследованию ПЭК, совместно с Tablogix и NF Group, всего 10% складских площадей в России находятся под управлением 3PL-операторов, что в четыре раза меньше, чем в странах ЕС (40-60%). В Германии этот показатель достигает 60%.

Низкий уровень аутсорсинга объясняется несколькими факторами. Многие компании верят в эффективность собственной логистики, отсутствие единых стандартов сервиса у 3PL-провайдеров затрудняет интеграцию, а сам переход на аутсорсинг часто воспринимается как признание внутренних проблем. Кроме того, нехватка данных о финансовой эффективности и слабая информированность о возможностях 3PL также сдерживают развитие рынка.

Тем не менее, спрос на 3PL-услуги в России растет. За январь-август 2024 года он увеличился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными клиентами 3PL-операторов являются классический ритейл (28%) и сегмент товаров народного потребления (19%).

Анализ показывает, что переход на аутсорсинг складской логистики может быть особенно выгоден для компаний с объемом складских площадей от 1 до 15 тысяч квадратных метров. В этом случае, экономия может достигать 15-35%. Более того, массовый переход 50% российских компаний (за исключением крупных игроков с развитой собственной логистикой) на 3PL мог бы существенно снизить дефицит складских площадей в стране.

Несмотря на рост спроса, тарифы на услуги 3PL-операторов также увеличились – на 18-66%. Это указывает на растущий спрос и потенциальный дефицит предложений на рынке. Таким образом, российский рынок складской логистики демонстрирует значительный потенциал роста, который, однако, сдерживается существующими барьерами и недостатком информации.

Напомним, в морском порту Петербурга начнется строительство новых складов и инфраструктуры.