У Каспия новый статус. Спустя 22 года переговоров

У Каспия новый статус. Спустя 22 года переговоров

В Актау подписан исторический документ — Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Выход к нему имеют пять стран — Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан. Над проектом документа работали более 20 лет.

У Каспия новый статус. Спустя 22 года переговоров

Встреча в Актау, где приняты без преувеличения судьбоносные решения, проходит в Международный день защиты морской среды Каспия. Именно на сохранение и развитие всего региона и направлена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. За одним столом — лидеры России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана, вместе ставят подписи под историческим документом, который готовили более 20 лет. Владимир Путин, выступая на саммите, особо отметил, что соглашение, которое учитывает интересы всех пяти стран, приходит на смену еще советско-иранским договоренностям середины прошлого века. Теперь Конвенция отвечает всем современным вызовам.

У Каспия новый статус. Спустя 22 года переговоров

«Мы с вами хорошо понимаем, какая ответственность лежит на прикаспийских странах за обеспечение безопасности региона. В непосредственной близости от Каспийского моря находятся очаги нестабильности — Ближний Восток, Афганистан. Поэтому тесного сотрудничества требует сама жизнь, коренные интересы наших народов. Важно, чтобы государства пятерки и далее наращивали системное  взаимодействие в борьбе с терроризмом и оргпреступностью, расширяли совместную работу спецслужб и пограничных ведомств», — сказал Путин.

Здесь же, на саммите подписывают протоколы о сотрудничестве и главы профильных ведомств — министры внутренних дел. Заключены также межправительственные соглашения в сфере экономики, транспорта и безопасности.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на правах хозяина встречи предложил создать механизм пятисторонних консультаций под эгидой МИД, где станут обсуждать все актуальные темы. Принципиальный вопрос уже решен: монополия на мореплавание — только у каспийской пятерки. В регионе вводится запрет на присутствие любых иностранных вооруженных сил. Каспий должен быть территорией мира, отметил глава Туркменистана. Согласен с коллегой и президент Ирана.

«Каспийское море принадлежит прикаспийским странам, и любое строительство военных баз и предоставление иностранным государствам прав на проход военных кораблей, подводных лодок, на пролет военных самолетов и даже провоз грузов, принадлежащих иностранным государствам, через Каспий запрещается», — заявил Хасан Роухани.

Долгое время не получалось определить статус Каспия — озеро это или море. Ведь он обладает и теми, и другими характеристиками — так и записали  в новой Конвенции. Согласно документу, основная площадь поверхности остается в общем пользовании пяти стран, а дно и недра с богатыми запасами нефти и газа поделят в соответствии с международным правом. Это даст новый импульс экономическому сотрудничеству. Товарооборот России с остальными каспийскими странами составил 22 миллиарда долларов в прошлом году, а в этом уже вырос на 10%. Владимир Путин предложил проводить Каспийский экономический форум.

«Принимаемые решения о создании Каспийского экономического форума позволят укрепить контакты между деловыми сообществами. Россия предлагает странам пятерки сфокусироваться на сотрудничестве в сфере цифровой экономики, активно внедрять информационно-коммуникационные технологии и электронную коммерцию, заниматься цифровизацией внешнеторговых операций, грузоперевозок и логистики», — сказал президент России.

Сотрудничество стран с принятием Конвенции должно выйти на качественно новый уровень. Будет усилена борьба с браконьерством — сейчас на Каспии действует временный запрет на вылов осетровых, но Россия уже заявила, что поддержит и более длительный мораторий. Станут развивать туризм — регион может принимать до миллиона отдыхающих в год, нужна только инфраструктура, созданием которой теперь и займутся. В следующем году на воду спустят круизный морской лайнер, а к 2025 году в Каспийске появится новый порт, способный принять, в том числе, большие торговые суда. Подписанная в Актау Конвенция должна стать конституцией Каспийского моря, подытожили лидеры пяти государств.

Закон «О таможенном регулировании» принят ГД в третьем чтении

Госдума на заседании, которое состоялось 26 июля, приняла в третьем чтении ФЗ «О таможенном регулировании». Он должен вступить в силу с 1 августа этого года.

На разработку законопроекта потребовалось полтора года. Впервые он был внесен в Госдуму 28 апреля текущего года. Законопроект вызвал бурное обсуждение в связи с намерением ввести дополнительные сборы для тех, кто делает покупки в иностранных интернет-магазинах. Но эту инициативу убрали ко второму чтению.

Закон «О таможенном регулировании» принят ГД в третьем чтении

К работе над законопроектом были подключены специалисты в различных областях. Помимо представителей Минфина и таможни, в рабочую группу вошли представители деловых кругов и ассоциации. Долгое время стороны не могли достичь соглашения, но тем не менее это произошло. Соответствующие договоренности нашли отражение в поправках к законопроекту.

Разработчики ФЗ «О таможенном регулировании» ставили целью упрощение процедуры таможенного оформления. Также внесенные изменения должны способствовать снижению издержек участников импортно-экспортных операций при сохранении эффективности работы таможенных структур.

Больше всего вопросов вызвали три поправки — в частности, о возврате излишне взысканных таможенных платежей с процентами. По этой поправке достичь компромисса не удалось, и с 1 августа 2018 года бизнес будет нести дополнительные расходы.

Вторая сомнительная поправка касалась получения классификационного решения на импорт оборудования в виде компонентов. Изначально закон устанавливал ограничить выдачу разрешения одной внешнеэкономической сделкой. В результате переговоров эта норма была оставлена, но с дополнением о том, что Кабмин определит исключения для получения классификационных решений для оборудования, которое ввозится по нескольким сделкам.

Закон «О таможенном регулировании» принят ГД в третьем чтении

Главным достижением рабочей комиссии можно считать норму, согласно которой любые спорные моменты будут решаться в пользу декларанта или другого застрахованного лица. Кроме этого, было отдельно прописано положение о том, что не допустимо привлекать к административной ответственности в случае неясной или двойственной трактовки положений закона.

Дело осталось за малым: законопроект должен быть одобрен Советом Федерации, его также должен одобрить Президент.

К 2025 году пропускная способность газопроводов Ирана увеличится в два раза

К 2025 году пропускная способность газопроводов Ирана увеличится в два раза

Х. Торбати, генеральный директор Иранской компании IGEDC, которая занимается разработкой месторождений и созданием технических мощностей, заявил о том, что к 20 марта 2019 года (срок окончания нынешней Солнечной Хиджры) в стране протяженность газопровода увеличится на 1 тыс. км.

К 2025 году пропускная способность газопроводов Ирана увеличится в два раза

Протяженность подключенной газопроводной линии, которая была введена в эксплуатацию за предыдущий отчетный период, также составляет 1 тыс. км.

Помимо подключения газопровода, компания планирует ввести в эксплуатацию несколько новых компрессорных станций.

Торбати подчеркнул, что темпы строительства газопровода значительно превышают те, которые были изначально заложены в проекте. Таким образом, до конца реализовать задачи удастся гораздо раньше срока.

Стоит отметить, что компания действительно ускорилась в работе. Если в этом и прошлом году было проложено в совокупности 2 тыс. км магистралей, то в предыдущие года этот показатель не превышал 250 км.

Если удастся сохранить текущие темпы, то к 2025 году протяженность газопроводов в Иране увеличится суммарно на 9 тыс. км. Как итог, возрастет и пропускная способность — она составит 400 млрд кубометров в год. На сегодняшний день пропускная способность составляет 200 млрд кубометров.

К 2025 году пропускная способность газопроводов Ирана увеличится в два раза

В основном прокладка новых линий ведется в сельской местности. Выступая с докладом 16 июля, Торбати сообщил, что жители почти 74 % сельских районов уже имеют доступ к магистральному газу. Статистика по городам доходит практически до 97 % — 1117 городов полностью газифицированы.

Подключение потребителей к национальной газовой сети не единственная задача, поставленная правительством Ирана. В настоящий момент активно строится газопровод Ираншахр-Чабахар. Также в ближайшей перспективе запланировано увеличение протяженности газопровода в провинции Систан-Белуджистан на 350 км.

По оценкам Минфина, цены на нефть в районе 50 долларов за баррель достаточны

Обвал цен на нефть может повториться, если котировки нефти останутся выше долгосрочных равновесных уровней. Об этом говорится в документе Минфина «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

По оценкам Минфина, цены на нефть в районе 50 долларов за баррель достаточны для сбалансированности мирового рынка.

По оценкам Минфина, цены на нефть в районе 50 долларов за баррель достаточны

«Однако наблюдаемые сейчас высокие цены поддерживаются преимущественно временными факторами, включая геополитические», — говорится в документе. В частности, Минфин напоминает, что в 2018 году произошел невероятно быстрый обвал добычи в Венесуэле (производство страны сократилось на треть ниже квоты ОПЕК).

«Политика США создает риск перехода мирового рынка в состояние дефицита. Администрация Дональда Трампа угрожает ввести санкции против Венесуэлы из-за недостатка демократии в стране. Но решающим фактором стал выход США из ядерной сделки с Ираном, в результате чего в конце 2018 года должны возобновиться полноценные санкции. Главной целью ставится подрыв экспортных доходов Ирана от продажи нефти», — считают в Минфине.

По оценкам Минфина, цены на нефть в районе 50 долларов за баррель достаточны

Складывающая сейчас ситуация аналогична периоду высоких цен на нефть 2011—2013 годов, говорится в документе Минфина. Тогда маржинальные издержки извлечения цен на нефть находились на уровнях порядка 80—90 долларов за баррель, однако несмотря на это цены на нефть находились выше долгосрочного равновесия, колеблясь около 110 долларов за баррель. По мнению Минфина, этому способствовала комбинация факторов, включая «Арабскую весну» 2011 года, спровоцировавшая войны в Ливии и Сирии, которые обвалили добычу этих стран.

«В 2012 году экспорт нефти Ирана был значительно подорван санкциями ООН из-за ядерной программы. Затем, после периода высоких цен 2011—2013 годов последовала ценовая война ОПЕК со сланцевой добычей США, а маржинальные издержки извлечения нефти во всем мире снизились до текущих 50—60 долларов за баррель. Таким образом, если стоимость нефти продолжат оставаться выше долгосрочных равновесных уровней, обвал цен повторится вновь. Ресурсов для добычи в мире достаточно — США, Канада, другие страны имеют возможности и будут наращивать производство», — говорится в документе Минфина.

Объем контейнерных ж/д перевозок увеличился на 12 % за полгода

Объем контейнерных ж/д перевозок увеличился на 12 % за полгода

В июне текущего года железнодорожным транспортом было перевезено свыше 360 тыс. контейнеров TEU. В сравнении с тем же периодом прошлого года объемы грузоперевозок возросли почти на 12 %.

Объем контейнерных ж/д перевозок увеличился на 12 % за полгода

С начала 2018 года по июнь было транспортировано 2 млн. 70 тыс. контейнеров. По внутренним направлениям была произведена отправка 897 тыс. контейнеров ДФЭ, транзитом прошли 222 тыс. Объем экспортных контейнерных перевозок составил 551 тыс. единиц, а импортных — 400 тыс. ДФЭ. Наибольший прирост в сравнении с первым полугодием 2017 года показали транзитные перевозки — почти 25 %. Рост объема импортных и экспортных контейнерных перевозок оказался почти одинаковым — 18,5 % и 18,2 % соответственно. Во внутреннем сообщении объем транспортируемых контейнеров вырос на 3,3 %.

Объем контейнерных ж/д перевозок увеличился на 12 % за полгода

В среднем прирост перевозки груженых контейнеров составил 12,8 %.
Увеличение объема транспортировки в зависимости от перевозимых грузов выглядит следующим образом:

  • Лесоматериалы (32,5 %).
  • Автомобили (31,6 %).
  • Двигатели и промышленное оборудование (22,6 %).
  • Крепления и метизы (14,9 %).
  • Стройматериалы (12,4 %).
  • Черные металлы (17 %).
  • Бумажная продукция (8,5 %).
  • Химикаты (7,3 %).
  • Прочие грузы промышленного назначения (7,2 %).

Объем контейнерных ж/д перевозок увеличился на 12 % за полгода

Объемы перевозок нефти и нефтепродуктов за полгода практически не изменились — зафиксирован незначительный рост на уровне 0,7 %.

В категории цветных металлов, химических и минеральных удобрений, напротив, наблюдается снижение количества транспортируемых контейнеров.

 

Через шесть лет российские порты должны грузиться в 1,5 раза лучше

Через шесть лет российские порты должны грузиться в 1,5 раза лучше

Как полагает Минпромторг, рост грузооборота позволит вытеснить с российского рынка доминирующих сейчас иностранных перевозчиков.

Министерство промышленности и торговли РФ ожидает роста грузооборота отечественных портов до 884 млн тонн в течение двух лет. Такой прогноз сделан в проекте Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, сообщили в ТАСС.

Свои предположения министерство строит на основании устойчивой динамики роста в течение последних двух лет. Так, по итогам 2016-го, грузооборот российских морских портов составлял 721,9 млн тонн, а по итогам 2017-го – уже 786,97 млн тонн. Таким образом, за год прибавка составила 9%. При сохранении динамики, по подсчетам Минпромторга, к 2025 году показатель достигнет отметки 995 млн тонн, а к 2030-му выйдет на уровень 1 129 млн тонн. Для того чтобы обеспечить перевозку увеличивающихся объемов грузов, потребуется пополнить транспортный флот на 1 470 единиц, из которых 1 069 – нужно будет заменить, а 401 – построить. Парк обеспечивающего флота также придется расширить на 1 600 единиц.

«Рост грузооборота создает возможности для развития отечественного транспортного флота и повышения доли российских судовладельцев, оперирующих с национальной грузовой базой, с вытеснением доминирующих сейчас зарубежных перевозчиков», – отмечается в Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. По планам министерства, основой грузопотоков останется продукция топливно-энергетического комплекса: сырая нефть, нефтепродукты, уголь и сжиженный газ. Она обеспечит около 80% в структуре прироста объемов перевалки.

 

У PLT появились новые инвесторы

У PLT появились новые инвесторы

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и частный фонд Public Investment Fund (PIF) (Саудовская Аравия) обнародовали свои планы по инвестировании в платформу Professional Logistics Technologies (PLT). Об этом сообщила пресс-служба Российского фонда.

Договоренность была достигнута по итогам встречи Наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бен Салмана Аль Сауда, который занимает должность Министра обороны страны. Согласно подписанному 3 дня назад соглашению, Саудовская Аравия вложит серьезные средства в проект PLT, что станет толчком для дальнейшего развития российской логистической инфраструктуры.

Партнерство фондов вносит значительный вклад в развитие инвестиционных и экономических отношений между двумя странами, подчеркнул генеральный директор Фонда Кирилл Дмитриев.

Проект PLT был создан два года назад силами РФПИ. Также в числе основателей значатся разные фонды из Ближнего Востока, в частности, Mubadala Development Company.

В ее портфеле собраны четыре логистических парка в Московской области («ПЛТ-Северное Шереметьево» и «ПЛТ-Чехов»), Новосибирске и Екатеринбурге. Общая площадь этих проектов превышает 400 тыс квадратных метров. Привлеченные от фонда из Саудовской Аравии средства будут направлены на создание новых и современных объектов логистики. Например, PIF намерен инвестировать 100 млн долларов в реализацию проекта технопарка «Тушино» на северо-западе Москвы.

При участии этих двух фондов уже инвестируется один крупный проект — распределительный центр торгового дома «Ашан Ритейл Россия». Его строительство ведется на площади PNK-парка «Косулино» в Екатеринбурге.

Россия и Кыргызстан обсудили наращивание объемов автомобильных грузовых перевозок

Россия и Кыргызстан обсудили наращивание объемов автомобильных грузовых перевозок

Российскую делегацию возглавил директор Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей. Кыргызскую — заместитель Министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Женишбек Ногойбаев. В мероприятии также приняли участие руководитель Агентства автомобильного транспорта Алексей Двойных, представители АСМАП и транспортных ведомств Кыргызстана.

Стороны подтвердили необходимость укрепления и развития существующих связей между Россией и Кыргызстаном в области автомобильных грузовых и пассажирских перевозок.

В ходе заседания делегации обсудили вопрос внесения изменений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о международном автомобильном сообщении от 16 апреля 2002 года. Так, изменения коснутся определения порядка осуществления каботажных перевозок и перевозок грузов с территории или на территорию третьего государства с учетом особенностей, входящих в право Евразийского Экономического Союза, а также перевозок пассажиров.

Кроме того, кыргызская сторона предоставит информацию о внедряемой в рамках проекта «Таза коом» автоматизированной системе весогабаритного контроля и нормативный правовой акт, регулирующий порядок оплаты экологических сборов при въезде транспортных средств на территорию республики.

В ближайшее время будут проведены необходимые внутригосударственные процедуры по согласованию проекта о внесении изменений в Соглашение.

В рамках мероприятия делегации также рассмотрели вопрос функционирования международных регулярных автобусных маршрутов между двумя государствами.

«Таврида» будет готова к 2020 году

"Таврида" будет готова к 2020 году

Трасса «Таврида» построена уже на треть. О том, как идёт работа сегодня, и о том, что нового происходит на этом важном объекте крымской инфраструктуры, делегаты Крымского транспортного форума услышат уже через две недели.

«Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым ведёт постоянный мониторинг хода строительства трассы «Таврида», – отмечает председатель Государственного комитета

дорожного хозяйства Республики Крым Сергей Карпов. – Строительство трассы разделено на 7 этапов, 6 из которых относятся к Республике Крым, а седьмой находится в территориально-административных границах Севастополя. Строительство ведётся одновременно на всех 7 этапах и разделено на две очереди: в двухполосном исполнении от Керчи до Симферополя (1-4 этапы – 190 км) движение по автомобильной дороге планируется запустить в декабре 2018 года. Движение по всей трассе в четырёхполосном исполнении до Севастополя откроется в декабре 2020 года».

«Готовность «Тавриды» составляет 30%, – уточняет Сергей Карпов. – В соответствии с графиком генеральный подрядчик работает на всех этапах строительства круглосуточно. На сегодняшний день на объекте задействовано более 3 тысяч человек и свыше 1 тысячи единиц техники».

Куда могут перенести нефтебазу во Владивостоке

Куда могут перенести нефтебазу во Владивостоке

Вопрос о переносе нефтебазы и портовых объектов из центральной части Владивостока был поднят на встрече врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко с городскими СМИ. Совещание состоялось в рамках пятого Дальневосточного МедиаСаммита в кампусе ДВФУ.

Главный редактор информагентства «Восток-Медиа» Евгений Артемчук напомнил, что разговор о планах по переносу торгового порта и нефтебазы шел в январе на встрече Андрея Тарасенко с главредами муниципальных СМИ. Тогда глава Владивостока отметил, что в переносе нефтебазы удалось серьезно продвинуться. Владельцам объектов предложили на выбор три площадки. Соглашение с властями, как ожидается, будет подписано в ближайшие месяцы.

Куда могут перенести нефтебазу во Владивостоке

С переносом порта ситуация обстоит несколько сложнее. «Город растет, и возить через центр машины с контейнерами, конечно, сложно и не нужно. Мы действительно хотели в перспективе бы перенести порт в другое место, нужно подбирать площадки. Но эта работа может занять 5-7 лет», – отметил Андрей Тарасенко. Он также добавил, что обсуждаются и альтернативные варианты: к примеру, строительство низководного моста в Хасанский район. Туда можно было бы перенести контейнерный терминал.

Тарасенко подчеркнул, что проблема, с которой столкнулся Владивосток, не уникальная. Более того, эта тенденция отмечается во многих крупных портовых городах, и вынесение объектов за территорию города — единственный перспективный вариант. «В Новороссийске, например, строится новый порт рядом с городом. Раньше города строились индустриальные – ходить на работу и домой, и все. Сейчас потребности у людей другие, нужны территории для отдыха», – обозначил Андрей Тарасенко.

По мнению врио губернатора, портовые объекты занимают слишком большую территорию в центре города. А он растет, и есть необходимость разрабатывать новые площади под инфраструктурные объекты. «Территория порта интересна в городе с точки зрения развития круизного туризма, организации красивой стоянки яхт, обустройства прогулочной зоны, чтобы люди могли проводить там время», – отметил он.